Масло раскрывает секреты по индикаторам износа.

Если провести анализ на определение индикаторов износа, то можно без разборки двигателя или какого-либо другого агрегата установить степень износа входящих в его состав компонентов. Более того, при возникновении каких-либо подозрений относительно исправности отдельных узлов (непонятные шумы или стук) выполнить комплексную диагностику системы, не прибегая к дорогостоящим и времязатратным операциям.

Общая информация, приведенная ниже, позволяет понять о чем свидетельствует наличие в масле определенных веществ, так называемых, индикаторов износа и как они отражается на состоянии различных агрегатов.

Индикаторы износа некоторых узлов двигателя.

 Подшипники = Свинец + Олово (Медь/Алюминий). Все вращающиеся внутренние детали двигателя оснащены  подшипниками скольжения. Поверхность подшипников покрывает сплав, в который входит свинец и олово. Присутствие в пробе масла двух этих металлов означает о начале износа подшипников. Если вместе с свинцом и оловом обнаружена медь или алюминий, то это указывает на серьезный износ подшипников.

Распредвал  = Железо. Если в пробе масла обнаружено содержание железа, превышающее уровень нормального износа, а концентрации других металлов - в норме – это указывает на износ деталей в системе газораспределительного механизма  (распредвал, толкатели, рокеры и т.д.).

Коленчатый вал = Железо + Свинец + Олово + (Медь/Алюминий).  Высокие концентрации всех этих металлов сопровождают износ коленчатого вала и соответственно подшипников скольжения. 

Цилиндры = Железо + Хром и/или Алюминий.  Хром попадает в масло от поршневых колец, алюминий – от поршней и железо – от цилиндров. Присутствие в масле этих металлов обусловлено износом поршневой группы. Интенсивное  нарастание этих элементов свидетельствует ненормальном износе и как следствие – задире.

Поршни = Алюминий. Поршни в основном состоят из алюминия. Износ поршней за частую вызван абразивными частицами (пыль, грязь) попадающими в масло. Другая причина – перегрев двигателя. Кроме того, попадание топлива в масло снижает его смазывающие свойства, а это увеличивает трение и, следовательно, износ поршней.

Поршневые кольца = Хром + топливо или грязь. Кольца выполняют две основные функции в двигателе: предотвращают попадание прорыв газов в систему смазки и препятствуют попаданию масла в камеру сгорания. Износ колец легко определяется по концентрации хрома и вызывается абразивным износом от частиц грязи и пыли.

Блок цилиндров / Впускной коллектор = Примесь антифриза или Натрий/Калий.  Натрий, калий и иногда кремний входят в состав антифриза. Через камеру сгорания они попадают в масло и служат индикаторами протечек в системе охлаждения. Выявление факта попадания антифриза на ранней стадии позволяет избежать дорогостоящего ремонта.

Вода = Вода в масле. Вода в масле накапливается как правило в период зимней эксплуатации автомобиля, когда двигатель работает на низком температурном режиме. Может являться индикатором протечек в системе охлаждения. Повышенное содержание воды ускоряет окисление, нитрование масел и приводит к потере диспергирующих свойств.

Воздушный фильтр = Кремний.  Пыль находиться в воздухе вокруг нас и чрезвычайно важно избегать её попадания в двигатель. Абразивный износ, вызываемый частицами пыли, которые попали через воздушный фильтр или через неплотности воздушного тракта, приводит к быстрому выходу двигателя из строя. Повышение концентрации кремния в пробе указывает на попадание пыли с воздухом и требует замены воздушного фильтра и смены масла, а также, проверки герметичности воздушного тракта.

 Индикаторы износа некоторых узлов  трансмиссии.

 Подшипник/ вал передач = Хром + Железо. Если оба этих металла обнаружены в масле, это означает один из подшипников и, соответственно, его вал подвержены износу.

 Подшипники = Хром.  Высокая концентрация хрома в пробе указывает на износ игольчатых или шарикоподшипников в трансмиссии.

 Диск муфты сцепления =  Свинец + Медь. Присутствие этих металлов вызвано нормальным износом диска. На необходимость замены диска указывает повышение концентрации железа в присутствии свинца и меди.

 Пошипники муфты/Упорные шайбы = Медь + Свинец + Олово.  Присутствие всех трех металлов означает начало износа подшипников муфты.

 Гидротрансформатор = Алюминий. Стальной корпус гидротрансформатора имеет алюминиевое оребрение. Определенный уровень алюминия в масле является следствием нормальной работы гидротрансформатора. Повышение уровня говорит о начале его износа.

 Грязь/Прокладки = Кремний. Кремний указывает на попадание грязи через сапуны или прокладки. 

А кремний – это основной провокатор износа.

 Общая деградация масла = Окисление/Нитрование. Высокая степень окисления говорит о слишком больших интервалах между заменами трансмиссионного масла и о вероятном образовании лака в коробке и коррозии внутренних частей.