Масло раскрывает секреты по индикаторам
износа.
Если
провести анализ на определение индикаторов износа, то можно без разборки
двигателя или какого-либо другого агрегата установить степень износа входящих
в его состав компонентов. Более того, при возникновении каких-либо подозрений
относительно исправности отдельных узлов (непонятные шумы или стук) выполнить
комплексную диагностику системы, не прибегая к дорогостоящим и времязатратным
операциям.
Общая
информация, приведенная ниже, позволяет понять о чем свидетельствует наличие
в масле определенных веществ, так называемых, индикаторов износа и как они
отражается на состоянии различных агрегатов.
Индикаторы износа некоторых узлов
двигателя.
Подшипники = Свинец + Олово (Медь/Алюминий). Все
вращающиеся внутренние детали двигателя оснащены подшипниками
скольжения. Поверхность подшипников покрывает сплав, в который входит свинец
и олово. Присутствие в пробе масла двух этих металлов означает о начале
износа подшипников. Если вместе с свинцом и оловом обнаружена медь или
алюминий, то это указывает на серьезный износ подшипников.
Распредвал = Железо. Если в пробе масла
обнаружено содержание железа, превышающее уровень нормального износа, а
концентрации других металлов - в норме – это указывает на износ деталей в
системе газораспределительного механизма (распредвал, толкатели, рокеры
и т.д.).
Коленчатый вал = Железо + Свинец + Олово + (Медь/Алюминий).
Высокие концентрации всех этих металлов сопровождают износ коленчатого вала и
соответственно подшипников скольжения.
Цилиндры = Железо + Хром и/или Алюминий.
Хром попадает в масло от поршневых колец, алюминий – от поршней и железо – от
цилиндров. Присутствие в масле этих металлов обусловлено износом поршневой
группы. Интенсивное нарастание этих элементов свидетельствует
ненормальном износе и как следствие – задире.
Поршни = Алюминий. Поршни в основном состоят из
алюминия. Износ поршней за частую вызван абразивными частицами (пыль, грязь)
попадающими в масло. Другая причина – перегрев двигателя. Кроме того,
попадание топлива в масло снижает его смазывающие свойства, а это увеличивает
трение и, следовательно, износ поршней.
Поршневые кольца = Хром + топливо или грязь. Кольца
выполняют две основные функции в двигателе: предотвращают попадание прорыв
газов в систему смазки и препятствуют попаданию масла в камеру сгорания.
Износ колец легко определяется по концентрации хрома и вызывается абразивным
износом от частиц грязи и пыли.
Блок цилиндров / Впускной коллектор = Примесь антифриза или
Натрий/Калий. Натрий, калий и иногда кремний входят в состав антифриза.
Через камеру сгорания они попадают в масло и служат индикаторами протечек в
системе охлаждения. Выявление факта попадания антифриза на ранней стадии
позволяет избежать дорогостоящего ремонта.
Вода = Вода в масле. Вода в масле накапливается как
правило в период зимней эксплуатации автомобиля, когда двигатель работает на
низком температурном режиме. Может являться индикатором протечек в системе
охлаждения. Повышенное содержание воды ускоряет окисление, нитрование масел и
приводит к потере диспергирующих свойств.
Воздушный фильтр =
Кремний.
Пыль находиться в воздухе вокруг нас и чрезвычайно важно избегать её
попадания в двигатель. Абразивный износ, вызываемый частицами пыли, которые
попали через воздушный фильтр или через неплотности воздушного тракта,
приводит к быстрому выходу двигателя из строя. Повышение концентрации кремния
в пробе указывает на попадание пыли с воздухом и требует замены воздушного
фильтра и смены масла, а также, проверки герметичности воздушного тракта.
Индикаторы износа некоторых узлов
трансмиссии.
Подшипник/
вал передач = Хром + Железо. Если оба этих металла обнаружены
в масле, это означает один из подшипников и, соответственно, его вал
подвержены износу.
Подшипники = Хром.
Высокая концентрация хрома в пробе указывает на износ игольчатых или
шарикоподшипников в трансмиссии.
Диск муфты сцепления = Свинец
+ Медь. Присутствие этих металлов вызвано нормальным износом
диска. На необходимость замены диска указывает повышение концентрации железа
в присутствии свинца и меди.
Пошипники муфты/Упорные шайбы = Медь
+ Свинец + Олово. Присутствие всех трех металлов
означает начало износа подшипников муфты.
Гидротрансформатор = Алюминий.
Стальной корпус гидротрансформатора имеет алюминиевое оребрение. Определенный
уровень алюминия в масле является следствием нормальной работы
гидротрансформатора. Повышение уровня говорит о начале его износа.
Грязь/Прокладки = Кремний.
Кремний указывает на попадание грязи через сапуны или прокладки.
А кремний – это
основной провокатор износа.
Общая деградация масла =
Окисление/Нитрование. Высокая степень окисления говорит о
слишком больших интервалах между заменами трансмиссионного масла и о
вероятном образовании лака в коробке и коррозии внутренних частей.
|