Словарь терминов
ASTM – Американское Общество Испытания
Материалов (American Society for Testing Materials).
Emcor – Испытание на защиту от коррозии, которую консистентная
смазка обеспечивает подшипнику качения в присутствии воды: не меньше двух
смазанных консистентной смазкой шариковых подшипников работают в воде в течении
примерно одной недели. Величина коррозии колец определяется по шкале от 0 до 5
(0 = нет коррозии, 5 = очень сильная коррозия).
H1, H2, H3 – См. NSF
NSF (National Sanitation Foundation = Национальный Фонд
Санитарной Охраны) – организация, которая разрабатывает стандарты и производит
сертификацию продуктов, а также ведет просветительскую работу в области
здравоохранения и безопасности.
- Кодовая категория H1: Смазочные вещества с возможностью случайного контакта с продуктами питания должны соответствовать стандарту 21 CFR 178.3570; они могут использоваться в условиях производства продуктов питания, где имеется возможность случайного контакта с пищей
- Кодовая категория H2: Смазочные вещества, не контактирующие с продуктами питания; могут использоваться в оборудовании и деталях машин в тех местах, где исключена возможность контакта между смазкой и продуктами питания
- Кодовая категория H3: Растворимые масла
O.K. load (допустимая нагрузка) – показатель
устойчивости смазочного вещества к давлению. Это максимальная нагрузка при
которой еще не происходит разрыва смазочной пленки, и, таким образом, не
происходит сваривания испытываемых образцов (выражается в ньютонах [Н]).
Абразивный износ – механический износ во время скольжения двух
поверхностей друг по другу. Адгезивные смазочные вещества – смазочные вещества
с компонентами, улучшающими адгезию, которые не срываются с поверхностей
центробежными силами.
Антифрикционное покрытие – наиболее обычный и широко
используемый в настоящее время тип сухой смазки. Эта группа включает материалы
как с отверждением на воздухе, так и с тепловым отверждением. Эти смеси обычно
состоят из твердого смазочного вещества, называемого «пигментом» и связующего
агента. См. «связующее вещество».
Базовое масло – основная компонента смазочных масел и
консистентных смазок.
Величина DN – параметр, определяющий выбор консистентной
смазки, которая должна использоваться в подшипнике качения при заданной
скорости его вращения. Он представляет собой средний диаметр подшипника в мм,
умноженный на скорость вращения в оборотах в минуту.
Вещества для повышения клейкости / усилители адгезии –
присадки, добавляемые к маслам и консистентным смазкам для улучшения адгезии
(например, полиизобутен).
Водостойкость консистентной смазки – поведение консистентных
смазок в присутствии воды имеет большое значение с точки зрения возможности их
использования в качестве антифрикционных смазок для подшипников. Для таких
применений требуются либо водоотталкивающие (водостойкие) либо поглощающие воду
(эмульгируемые) антифрикционные консистентные смазки.
Выпотевание масла – «вытекание» масла из консистентной смазки
во время хранения или в результате механического/динамического или
температурного стресса.
Вязкость – вязкость представляет собой меру внутреннего трения
в жидкости или ее сопротивления течению.
Депрессант точки текучести – присадка, используемая для
понижения температуры застывания смазочной жидкости.
Детергент – агент для разрыхления и удаления остатков и
налетов с поверхностей скольжения.
Диапазон эксплуатационных температур – диапазон, в котором
смазка соответствует техническим требованиям, и сохраняется приемлемый интервал
между подачами доз смазки.
Динамическая вязкость – мера внутреннего трения во время
течения смазочного масла (например, течения через трубы или щели).
Дисперсные системы – название, применяемое к системам двух
веществ, в которых одно вещество содержится в другом (жидком) в
диспергированной форме.
Дисульфид молибдена (MoS2) – твердая смазка.
Загустители – загустители обычно представляют собой мыла
металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и
неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом,
бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.).
Измерение вязкости – вязкости измеряются различными
вискозиметрами. Единицей измерения является мм2/с. Важным фактором
при измерении вязкости является температура, потому что вязкость существенно
зависит от температуры. (Холодные масла являются более вязкими, теплые масла –
менее вязкими.)
Износ – вызывается трением и прямым контактом между
противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки.
Изъязвление (питтинг) – напоминающие кратеры раковины в
металле (например, по полюсной линии зубчатой передачи), вызванные усталостью
материала.
Ингибиторы – присадки к смазкам, которые уменьшают окисление
и, тем самым, старение, образование красной ржавчины и коррозию.
Испытание в солевом тумане – коррозия стали измеряется в
условиях воздействия соляного тумана. Стальной лист покрывается смазкой и
подвергается действию соляного тумана в замкнутой камере. После испытания
измеряется число часов, прошедшее до момента образования определенной степени
коррозии.
Коллоид – взвесь мелких частиц (от 105 до
Комплексные консистентные смазки – консистентные смазки с
загустителями на базе мыла, образованного соединением гидроксидов металлов с
различными кислотами. Особенно хорошо подходят для приложений, требующих
высокотемпературной долговременной смазки.
Консистентная смазка – 2-фазная система: загуститель с
жидкостью, смазочное средство.
Консистенция – мера состояния (твердости) консистентных
смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и
количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National
Lubricating Grease Institute = Национальный Институт Консистентных Смазок). Для
упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции
в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов.
Коррозионное
истирание (фреттинг-коррозия) – ржавчина, которая образуется на посадочных
местах. Если говорить точнее, то это фрикционный износ, которому подвергаются
подвижные детали и их посадочные места изза колебательных движений с очень
малой амплитудой и высокой частотой. Обычно очень маленькие частицы железа,
образующиеся в результате износа, реагируя с кислородом, образуют ржавчину,
которая, в конце концов, вызывает заклинивание на опорной поверхности. Другим
отрицательным эффектом коррозионного истирания является быстрое развитие
усталости сталей, которое легко может привести к поломке. (Наиболее надежным
средством предотвращения фреттингкоррозии является предотвращение контакта двух
металлов пары, например, с помощью твердых смазочных веществ.)
Коэффициент трения – отношение силы трения между двумя
поверхностями, скользящими одна по другой, к силе, перпендикулярной этим
поверхностям.
Литий – щелочной металл, гидроксид которого вместе с
органическими кислотами используется для производства литиевого мыла, служащего
загустителем для консистентных смазок.
Момент трогания – эффективная нагрузка, пересчитанная во
вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения
(максимальный вращательный момент до начала движения).
Мыло в консистентной смазке – соединение жирной кислоты и
гидроксида металла. За счет правильного выбора жирной кислоты и гидроксида
металла (кальции, литий, алюминий) можно изменить такие свойства мыла, как
водостойкость и температурная стабильность.
Набухание / Усадка – под действием смазочных материалов, паров
или газов герметизирующие материалы, изготовленные из резины, эластомеров и т.
п., могут подвергаться нежелательным изменениям, т. е. набухать или
сморщиваться.
Нерабочая пенетрация – консистенция смазки или пасты в
состоянии покоя, т. е. в том состоянии, в котором материал поставляется.
Образование задиров – следы на металле в форме борозд,
вызванные машинной обработкой или истиранием.
Пасты – сочетания твердых смазочных веществ с маслом для
облегчения нанесения тонкой смазочной пленки.
Пенетрация – показывает мягкость или твердость консистентной смазки.
Представляет собой глубину проникновения (пенетрации) стандартного конуса в
образец смазки. (Чем выше пенетрация, тем мягче смазка.)
Плотность – вес смазочного средства в граммах на см3
(мл) при
Полиальфаолефин – синтетический углеводород с определенной
молекулярной структурой. Его характеристики при низких температурах, при
высоких температурах и зависимость вязкости от изменений температуры лучше, чем
у минерального масла.
Прерывистое перемещение – остановки и рывки при относительном
движении двух скользящих поверхностей, вызванные разницей в коэффициенте трения
между гидродинамической и граничной смазкой.
Приработка – поверхностные неровности новых скользящих
поверхностей изменяются (сглаживаются) во время периода приработки.
Присадки – вещества, добавляемые к смазкам в малых количествах
для улучшения их характеристик.
Противозадирные присадки – химические вещества для улучшения
способности масел и консистентных смазок к амортизации давления и, тем самым,
их износостойкости.
Рабочая пенетрация – в условиях действия механического сдвига,
консистентные смазки часто меняют свою консистенцию. Таким образом, более
разумно указывать их рабочую пенетрацию. Это консистенция поработавшей смазки.
Растворитель – жидкость, которая растворяет материал и
позволяет получить гомогенный продукт.
Сваривающая нагрузка – способность смазочного вещества
поглощать давление / механическое напряжение, измеряемая в ньютонах (Н),
нагрузка, при которой смазочная пленка разрушается при скольжении испытываемых
образцов друг относительно друга, и при которой два испытываемых образца свариваются
друг с другом.
Связующее вещество – альтернативный термин для нелетучей среды
или носителя, относящийся к материалу, который образует лаковый слой, в котором
краска или связующее покрытие связывает частицы твердого вещества (твердой
смазки).
Силиконы – полимеры с хорошей устойчивостью к температуре и
окислению. Используются также в качестве смазок для низких и высоких
температур.
Синтетические масла – в отличие от минеральных масел эти масла
производятся путем химического синтеза. Синтетические масла обычно имеют
хорошую зависимость вязкости от температуры, слабую тенденцию к окислению,
низкую точку замерзания, высокую температурную устойчивость и хорошую стойкость
к химическим агентам.
Смазка – средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями,
скользящими одна по другой.
Сопротивление старению – способность противостоять старению,
которое может быть обусловлено окислением, перегревом, присутствием некоторых
металлов, таких как медь, свинец, серебро и др. Сопротивление старению может
быть улучшено некоторыми присадками (антиоксидантами).
Специальные смазки – смазки с особыми свойствами/
характеристиками для специальных приложений.
Срабатывание – повреждение поверхности материала из-за
недостаточного подвода смазки или в результате перегрузки. Смазочная пленка при
этом разрушается.
Стойкость к окислению – сопротивляемость смазочных веществ
реакциям с кислородом.
Суспензия – однородная взвесь мелких частиц твердого вещества
в жидкости, которая не растворяет их.
Твердые смазочные вещества – твердые вещества, которые
вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и
предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания.
Точка вспышки – точка вспышки представляет собой минимальную
температуру, при которой во время нагревания на поверхности испытываемого масла
образуются воспламеняющиеся пары, которые в присутствии открытого огня вскоре
воспламеняются.
Точка замерзания – точка замерзания масла представляет собой
температуру в градусах Цельсия, при которой масло теряет способность течь
(например, в процессе постепенного охлаждения).Затвердение масла вызывается
выделением кристаллов парафина.
Точка каплеобразования – точка каплеобразования консистентной
смазки представляет собой температуру, при которой смазка переходит из
полутвердого в жидкое состояние. Она представляет качественный показатель
термоустойчивости загустителя смазки. Температура точки
каплеобразованияопределяется как температура, при которой первая капля падает
через отверстие в дне чашки со смазкой при ее нагреве.
Точка самовозгорания – температура, при которой масло
воспламеняется само по себе, т. е. без присутствия пламени.
Точка самовоспламенения – температура, при которой масло
воспламеняется само по себе, т. е. без наличия пламени.
Точка текучести – минимальная температура, при которой
смазочное масло сохраняет свою текучесть.
Трение – сопротивление скольжению двух поверхностей одна
относительно другой.
Трещины под действием напряжений – трещины в материалах
(подвергающихся высоким механическим напряжениям), вызванные изменениями
поверхностной структуры в результате проникновения нежелательных элементов.
Трибология – наука, занимающаяся исследованием связей между
трением, износом и смазкой, а также свойствами смазочных материалов, и внедрением
результатов этих исследований в технику.
Удельный вес – см. плотность
Усилители / промоторы адгезии – присадки к маслам и
консистентным смазкам, улучшающие их адгезию (например, полиизобутен).
Фторосиликоны– силиконы, которые содержат в молекуле атомы фтора.
Химически инертный – (смазочный агент) не вступающий в
химические реакции с некоторыми веществами.
Эфирные масла – соединения кислот и спиртов, используемые для
смазки и производства консистентных смазок.